К юбилею духового оркестра

К юбилею эстрадного духового оркестра Городского Дворца культуры г. Белорецка

Полвека музыка звучит

22 марта в Городском Дворце культуры состоится юбилейный концерт народного духового оркестра, посвящённого 50-летию коллектива.

У истоков

Согласно архивным данным, духовой оркестр в Белорецке появился в 1922 году благодаря инициативе работника Белорецкого металлургического завода Степана Сорокина. Инструменты собирали, что называется, всем миром: по организациям и предприятиям города, по сёлам района. После того как был построен Дворец культуры, оркестр обрёл свой дом. Он выступал на торжественных заседаниях, демонстрациях, праздничных вечерах. В 1936 году оркестр Сорокина занял 1 место в смотре духовых оркестров в г. Свердловск. В 1946 году на республиканском смотре художественной самодеятельности ему вновь присуждается 1 место.

Так сложилось, что в начале 60-х годов коллектив распался и в течение нескольких лет духового оркестра в городе не существовало. Но всё изменилось в 1969 году, когда Александр Смагин набрал новый состав оркестра. С этого года началась история нового коллектива.

– Александр Васильевич начал со сбора мальчишек, которые жили неподалёку от Дворца, – рассказывает Марат Мухаметдинов, один из старейших музыкантов оркестра. – Так в коллектив попал и я. Сначала освоил баритон, потом – тубу. Учиться играть на инструментах было, конечно, интересно, но мы были детьми, поэтому частенько прогуливали репетиции. Хорошо помню, как я вместо занятий в оркестре катался по улице на велосипеде, а Александр Васильевич, стоя вместе с моей мамой на балконе, грозил мне кулаком.

Годы армейской службы, на которую меня провожали всем коллективом, я провёл в штатном военном духовом оркестре, научился играть на саксофоне, тромбоне. Отточил свои знания и умения так, что, когда вернулся, Александр Васильевич, прослушав меня, сказал: «Вот как нужно играть!». Наверное, тогда и пришла ко мне настоящая любовь к духовой музыке.

Под руководством Александра Смагина белорецкий коллектив являлся постоянным участником республиканских марш-парадов духовых оркестров в Уфе, без него не обходилось ни одно городское мероприятие. В 1984 году оркестру было присвоено высокое звание «народный».

После ухода Александра Васильевича, более тридцати лет посвятившего себя духовому оркестру, коллектив «осиротел» и несколько лет не собирался: не было нового руководителя. Свою деятельность оркестр возобновил в 2004 году, когда по просьбе министерства культуры Башкортостана в Белорецк был отправлен Иван Карасёв. Однако «у руля» коллектива он простоял недолго: по состоянию здоровья был вынужден отойти от дел. На своё место Иван Николаевич рекомендовал Марата Мухаметдинова.

– Быть музыкантом – это одно, руководителем – совсем другое, – вспоминает Марат Вахитович. – К каждому нужно найти свой подход, вовремя помочь, разъяснить, если что-то идёт не так. Сложно, но, когда дело тебе по душе, возможно всё.

Для пополнения состава я пригласил музыкантов из Нижнего селения – они мне здорово помогли, спасибо им за это. Несмотря на непростое время, мне удалось сохранить наш духовой оркестр, а это – главное!

Марат Вахитович не только сохранил, но и приумножил славу духового оркестра: в 2009 году коллектив на VII республиканском фестивале духовых и эстрадных оркестров, посвящённом 65-й годовщине Победы, получил Диплом I степени, в 2011 году открывал международный фестиваль национальных культур «Бердэмлек-Содружество», в 2012-м был участником Дня Белорецка в Уфе, посвящённого 250-летию нашего города… Да разве всё перечислишь?

День сегодняшний

В 2016 году народный духовой оркестр возглавил Ирек Исангужин, выпускник уфимской Академии искусств имени Загира Исмагилова. Профессиональный музыкант, игравший в национальном симфоническом оркестре, в театре оперы и балета, биг-бенде (джазовый оркестр – прим. ред.), создавший практически с нуля оркестр в цирке, он хорошо представлял, какой должна быть оркестровая игра, чтобы заинтересовать людей разного возраста.

– Восхищённые отзывы в адрес белорецкого коллектива слышал, ещё обучаясь в Республиканской гимназии музыкальных воспитанников в Уфе, то есть в середине девяностых годов, – рассказывает Ирек Равилович. – Руководить таким оркестром – это большая честь и огромная ответственность.

С моим приходом обновился состав: как преподаватель Детской музыкальной школы, я пригласил своих выпускников и учащихся. В коллективе остались и ветераны, игравшие в оркестре на протяжении долгих лет.

Обновили и репертуар: к привычным маршам и вальсам добавились качественные эстрадные композиции, зарубежная музыка, джаз, вокальные пьесы. В первое время при выборе композиций полагался на свой вкус. Позже, когда мы стали лучше понимать друг друга и состоялись как оркестр, начали выбирать репертуар совместно. После того, как пьеса выбрана, начинаю над ней работать: инструментовать, аранжировать. И только потом – репетиции.

Слушая Ирека Равиловича, можно подумать, что всё не так уж и сложно. На деле же – это долгий скрупулёзный труд. Во-первых, музыка должна быть интересной для музыкантов, разноплановой, чтобы привлекать взрослых и юных зрителей. Во-вторых, необходимо учитывать звучание всех инструментов в оркестре, сложность произведения, чтобы музыкантам было над чем поработать, и прочее. Порой бывает и такое, что, казалось бы, и композиция подходящая, и все ею уже загорелись, а готовой партитуры (нотная запись – прим. ред.) нет.

Репетиции – отдельная тема. Так как оркестр не профессиональный, а самодеятельный, репетиции проходят в основном по группам: отдельно тромбоны, саксофоны, баритоны, теноры и т. д. Работа идёт непрерывно: нужно изучить сложные места, научиться слышать друг друга. Если музыкантам что-то кажется сложным, Ирек Равилович проводит индивидуальные репетиции. Когда все оркестранты хорошо знают свои партии, начинаются общие репетиции. Руководителю уже не нужно останавливать весь оркестр из-за кого-то одного – он работает над звучанием всего коллектива.

– У нас всегда царит тёплая дружеская атмосфера, – говорит девятиклассница школы №1 Виолетта Потапова, около двух лет играющая в оркестре. – Конечно, современные произведения играть сложно, но тем интереснее разбирать их, учить. Стимулирует и большое количество выступлений: выход на публику – всегда волнительно, но, вместе с тем, вдохновляюще. Это помогает готовиться к следующему концерту с большей серьёзностью и ответственностью, ведь зритель ждёт хорошей игры.

– Оркестр нас объединяет, и это важно, – подчёркивает Ирек Равилович. – каждый участник – важная составляющая коллектива, без которой не будет нужного звучания.

Наверное, на каждой репетиции я произношу: мы должны играть лучше, качественнее, добиваться большего. И я благодарен каждому музыканту, среди которых школьники, рабочие, служащие, предприниматели, руководители, за то, что они преданы музыке и, несмотря трудности, личные проблемы, постоянно занимаются и стараются играть ещё лучше. Это заслуживает уважения!

Сегодня белоречане отмечают: духовой оркестр стал другим. Более современным, интересным, притягивающим. На его концерты собираются зрители разных возрастов, и все остаются под большим впечатлением: старшее поколение радуется, что коллектив чтит традиции и исполняет композиции их молодости, молодёжь с удовольствием слушает саундтреки к советским и зарубежным фильмам, джаз, эстраду. Есть вещи, которые на ура воспринимают абсолютно все, например, «Музыкальный каламбур» Анатолия Кролла, «Курай» Нура Даутова, «Концертную пьесу для ксилофона с оркестром», «Ночь с мохито» и многие другие.

Выступление духового оркестра высоко оценили и уфимцы: белорецкие музыканты приняли участие в совместном концерте с Молодёжным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, после которого получили в свой адрес немало тёплых слов и благодарностей. Даже профессионалы были удивлены высоким уровнем исполнения и отказывались поверить в тот факт, что основная часть коллектива – люди, обучившиеся игре в составе оркестра самостоятельно. Что тут скажешь? Браво, белоречане!

Заглянем в ближайшее будущее

– Безусловно, хочется, чтобы оркестр показал себя и на других площадках республики, – говорит Ирек Равилович. – Но, как и в любом другом самодеятельном коллективе, у нас существуют сложности с выездом в другие города, поскольку не все музыканты могут отпроситься с работы на день или два. Вместе с этим нам требуется опыт выступления на незнакомой площадке. Это дарит музыкантам новые эмоции, мотивирует на дальнейшую работу и свершения.

Именно поэтому мы с большим удовольствием выступим на днях в Учалинском колледже искусств и культуры, так сказать, зарядимся позитивом перед юбилейным концертом. Дальше пока не загадываем, как говорится, поживём – увидим.

Сейчас главная задача – подготовиться к программе «Нам – 50!», более половины которой будет состоять из новых вещей. Исполним и узнаваемую музыку – марши, которыми запомнились советские духовые оркестры, и вальсы, в прошлом звучавшие в белорецком парке. Думаю, ожидания зрителей мы оправдаем.

Юбилейный концерт народного духового оркестра «Нам – 50!» состоится 22 марта в 19.00. Стоит поспешить за билетами, чтобы увидеть и услышать нечто грандиозное. Городской Дворец культуры ждёт вас, уважаемые белоречане!

Татьяна КОЖЕВНИКОВА